Как гасить накладные в системе Меркурий

Весь учёт в системе Меркурий. ХС построен на своевременном оформлении эВСД при смене собственника. Гашением сопровождающих сертификатов хозяйствующий субъект подтверждает поступление продукции и то, что сведения, указанные в накладных, совпадают с действительным состоянием и количеством товара. Неверно или не вовремя проведённое гашение ВСД наказывается сначала санкциями оператора ВетИС (Россельхознадзором). В случае неоднократно зафиксированных нарушений может наступить административная, и даже уголовная ответственность.
Содержание:
Запишитесь на курс по работе с системой Меркурий и вы научитесь работать с ветеринарными документами уже сегодня!
Все о работе с программой Меркурий

Какие условия должны быть соблюдены для гашения ВСД

Поскольку операция гашения ветеринарных документов в ФГИС является ключевой, государство установило определённые требования к лицам, которые имеют право оформлять входящие ветеринарные сертификаты.

В системе Меркурий подтверждение товарно-транспортных накладных (ТТН) возможно при соблюдении следующих условий:
  • хозяйствующий субъект (ХС) должен пройти регистрацию в Меркурии;
  • зарегистрировать предприятие (площадку) в системе Цербер и получить к нему доступ;
  • иметь электронно-цифровую подпись (ЭЦП); ИП можно работать с обычной ЭП, организациям и компаниям необходимо получить квалифицированную;
  • работать с компьютера, на котором установлено программное обеспечение для использования ЭЦП;
  • пользователь должен быть наделён соответствующими полномочиями; оформлять гашение ВСД имеют право только сотрудники с доступом к разделам «Гашение» и «Возвратные».
Регистрация в Меркурии оформляется через подачу заявки в территориальное отделение Россельхознадзора. Сделать это можно онлайн, при личном обращении или перепоручив операцию профессиональной компании.

ЭЦП можно получить в аккредитованном Удостоверяющем центре. Там же выдадут всё необходимое для её использования — USB-ключ и лицензию на ПО. Как это сделать найдёте здесь.

Порядок действий при гашении накладных

Электронный документооборот в системе Меркурий. ХС частично автоматизирован. Формируя партию на отправку, контрагент оформляет транспортный ВСД, который появляется в личном кабинете принимающей стороны и ждёт гашения. Получатель должен принять товар и поставить его на учёт своего предприятия. Сделать это нужно в суточный срок с момента поставки.

Порядок действий при гашении ВСД следующий:
  • найти электронные сопровождающие документы в системе Меркурий; как это сделать расскажем ниже, в разделе «Заполнение накладных»;
  • осмотреть прибывший товар, проверить соответствие сроков, качества, количества, характера упаковки, маркировку с информацией, указанной в накладной; если всё совпадает, то оформить гашение;
  • если выявлены отклонения, не превышающие 5% от объёма партии, то продукцию можно принять, но в ВСД указать на расхождение;
  • если более 5% товара не соответствует накладной, то его следует отправить обратно, пока не уехала машина поставщика; составляют претензию, накладную гасят частично, проставляя количество принятой продукции;
  • если поставка полностью не совпадает с заявленными в накладной характеристиками, то в электронной накладной указывают, что принято «0» кг (литров, тонн, штук и др.).
Принятый поднадзорный товар автоматически признаётся годным к реализации или для дальнейшей переработки, ставится на баланс, о чём в журнале учёта появляется запись.
Обратите внимание! Если несоответствие поставки выявилось после того, как уехал поставщик, то всю партию придётся принять по входящей накладной.
Брак можно будет отправить контрагенту, но делать это придётся без претензии и акта, а по договорённости. Доказать, что партия не соответствовала накладной будет затруднительно. Возврат (если вторая сторона на это согласится) оформляют как обычную поставку с транспортным ВСД.

Что считать «допустимым отклонением в 5%», которое можно проигнорировать (отредактировать) при приёмке:
  • товар привезли на другой машине — номера не совпадают;
  • в накладной указана неверная дата;
  • отклонения в объёме, весе, в числе упаковок;
  • не совпадают единицы измерения.
Что не влияет на качество поставки, но в системе считается серьёзным нарушением:
  • передвинутый вперёд срок годности или дата выработки;
  • неверный производитель.
Эти данные в накладной принимающая сторона отредактировать не сможет.

Процедура приёмки товара занимает много времени, требует аккуратности и навыков. Если поставки осуществляются несколько раз в день, то для этой работы лучше выделить постоянного сотрудника. Можно обратиться в специализированную компанию, которая возьмёт на себя гашение ВСД (как уполномоченное лицо ХС). Это уменьшит риск ошибок и нарушений.

Заполнение накладных при приеме товара

Приход электронной ВСД на товар система не сопровождает каким-либо уведомлением. Перед тем, как погасить в Меркурии накладные для ИП или компании, входящий документ нужно найти в профиле своего предприятия. Рассмотрим пошаговый алгоритм действий при полном соответствии поставки.
Шаг 1
Чтобы погасить накладные, нужно войти в личный кабинет системы Меркурий.ХС.
Вход в программу Меркурий
Авторизоваться можно через личный логин/пароль (передавать его коллегам запрещено) или через Госуслуги.

Если у вас не одно предприятие, то выберите нужное.
Страничка предприятия
Шаг 2
Откройте вкладку «Журнал продукции» и нажмите на подраздел «Оформленные» в блоке «Входящие ВСД». Откроется список документов, поступивших на ваше предприятие от поставщиков.
Список входящих ВСД
Шаг 3
Выберите из списка накладную на принимаемую партию. Если список большой, то можно воспользоваться поиском по реквизитам — ввести в графу серию, номер, дату товарно-транспортной накладной, вписать предприятие-поставщика и т. д. Система быстро найдёт нужную позицию.

Для просмотра документа нажмите кнопку с лупой справа от записи.
Шаг 4
Откроется форма просмотра ВСД.
Просмотр входящей ВСД
В электронной накладной проверьте указанную информацию. Если всё совпадает, то внизу страницы нажмите на кнопку «Погасить».
Нажимаем погасить ВСД
Шаг 5
Система обновит окно, изменив просмотр документа на «Гашение ВСД». Вверху страницы будет блок «Фактические сведения» с пустыми графами.
Блок фактические сведения
Здесь можно скорректировать информацию о поставке, если выявлены незначительные (не более 5%) расхождения.

В середине будет блок «Сведения по ВСД».
Блок сведения по ВСД
Это та информация, что прислал поставщик.

Внизу страницы расположен блок «Сведения о гашении».
Блок сведения о гашении
Здесь нужно вписать дату совершения операции. Ещё раз всё проверьте. Нажмите кнопку «Сохранить».
ВСД погашен
Статус ВСД изменится на «погашено», а в журнале продукции (на балансе вашего предприятия) появится соответствующая запись.
Запись ВСД во входном журнале

Что делать при несоответствии товара накладной

Если нужно вернуть часть продукции поставщику, то на странице «Гашение ВСД» (это шаг 5 в нашей инструкции) нужно поставить галочку в специальном квадратике около надписи «разделить партию».
Деление партии
Система автоматически дополнит форму несколькими пустыми графами, в которые можно вписать:
  • объём принимаемого товара или количество упаковок (в зависимости от формы поставки);
  • указать причину возврата;
  • проставить дату оформления.
Нажать кнопку «Сохранить».
Обратите внимание! Поскольку гашение накладной равно приёму продукции, то важно не перепутать объём принимаемого товара и отправляемого на возврат.
Отдельное оформление возвратной ВСД в ручном режиме системой не предусмотрено. Электронный документ сформируется автоматически. Принятая часть товара появится в журнале предприятия.

Если принимающая сторона принимает решение полностью отказаться от товара, то в графе «объём» и/или «кол-во упаковок» проставляется «0». Указывается причина отказа. Документ сохраняется. В результате накладная будет погашена, журнал продукции останется без изменений, а на всю партию будет сформирована возвратная ВСД.

Уполномоченное гашение ВСД

Ограничения во времени гашения очень неудобны для небольших магазинов, которые торгуют в розницу. Они ежедневно получают несколько партий товара, содержащих до 10 разных наименований. Учесть все данные одним документом ФГИС не позволяет. На ручное оформление каждой позиции уходит много времени, а продавец часто работает один с покупателями, с поставщиками, с ЕГАИС и ВетИС.

Получая множество нареканий и вопросов о том, как погасить в Меркурии накладные для ИП с небольшим товарооборотом, Россельхознадзор разрешил делать это через уполномоченного ХС. Крупные компании самостоятельно предлагают удобный вариант постоянным контрагентам. Дистрибьютор получает постоянный рынок сбыта, розница не отвлекается на учёт, товар своевременно «поступает на склад».

Суть уполномоченного гашения в том, что ВСД на отправляемый товар гасит не получатель, а поставщик. Для реализации этой схемы необходимо:
  • ИП нужно отправить соответствующий запрос;
  • поставщику принять его и ответить согласием.
После несложной процедуры в интерфейсе личного кабинета необходимо добавить контрагента в «уполномоченные». Сделать это можно в настройках, перейдя в раздел уполномоченного гашения. Система позволяет создать список из 20 контрагентов. Если кнопка для оформления документов не появилась, то заявка не одобрена.

Также система предусматривает гашение:
  • пакетное — не более 100 накладных вместе;
  • автоматическое — можно проводить, если точно уверены в качестве товаров и порядочности поставщика.
Начинающим предпринимателям рекомендуется пройти обучение, чтобы избежать ошибок в заполнении данных и блокировки РСХН. Если с оформлением ВСД возникают трудности, то можно обратиться в специализированную компанию, которая возьмёт на себя полное сопровождение в ФГИС Меркурий или поможет в особо трудных случаях.
Автор статьи
Евтюхов Андрей Александрович
Дипломированный специалист по направлению «Ветеринария». Имеет общий стаж работы в ветеринарии — 12 лет, в том числе в государственной ветеринарной службе — 8 лет.
Является экспертом по вопросам взаимодействия с федеральной государственной информационной системой «Меркурий».
E-mail: zakaz@sirius24.ru
Была ли полезна статья?
Остались вопросы?
Обратитесь за помощью к профессионалам.
Наши контакты:
Бесплатный звонок по России
8
(800) 707-84-59
электронная почта: zakaz@sirius24.ru

Адрес СПб: метро «Девяткино», ул. Центральная, д. 46, БЦ «Исток СВ», оф. 214 тел.: +7 (812) 507-85-73

Адрес Москва: метро «Охотный ряд», ул. Тверская, д. 9, стр. 7, пом. 7
тел.: +7 (495) 128-34-45.

  • индивидуальный предприниматель
    Евтюхов Андрей Александрович
    ИНН: 780228155675
    ОГРНИП: 317784700207196 от 26.07.2017
    Банк: ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
    Р/с: 40802810908500004316
    К/с: 30101810845250000999
    БИК: 044525999